Проектирование автодороги Москва-Казань М12. Этап 5
Изучение района распространения карста и оценка качества проделанных мелиоративных работ по закреплению грунтов
Цель ГЕОИНЖСЕРВИС: в ходе строительства автодороги Москва-Казань на проектируемом участке близ г. Арзамас выявлена сеть обширных карстовых полостей в гипсовых породах. Для предотвращения образования провалов и повреждения дорожного полотна было принято решение заполнить пустоты смесью цементного раствора под высоким давлением. ГЕОИНЖСЕРВИС была поставлена задача изучить районы распространения карста и оценить качество проделанных мелиоративных работ по закреплению грунтов.
Предложенное решение: после закачки цемента и выдержки для затвердевания цементного раствора приступили к бурению инженерно-геологических скважин (ВН) с картированием встречаемых провалов и мест цементаций, с отбором образцов цемента для последующих лабораторных работ. Для получения детальной пространственной картины оставшейся сети карста и зон распространения закрепленных грунтов произвели подготовительные работы с оборудованием ствола скважины для геофизических исследований, включающих сейсмическое микрорайонирование (СМР).
Результат: были проведены буровые работы на проектируемом участке длиной более 40 километров, в ходе которых были обнаружены ранее незамеченные карстовые пустоты. При оценке эффективности мелиоративных работ было установлено, что цементация пустот не дала ожидаемых результатов, так как весь цементный раствор проникал в более глубокие полости обширной карстовой системы.
Показатели проекта: 17 инженерно-геологических скважин (ВН), суммарный метраж 715,5 метров, подготовка 8 скважин для сейсмического микрорайонирования (СМР).